"Синий всадник" Егор Молчанов Книга Кандинского стала своего рода краеугольным камнем беспредметной живописи и значительным событием в духовной жизни столетия. Ее появление можно назвать точкой отсчета заключительного этапа формирования экспрессионизма как самостоятельного стиля в изобразительном искусстве. В том же году в Мюнхене состоялась выставка при участии В. Кандинского и немецких художников — Ф. Марка, А. Макке, Г. Кампендонка, А. Кубина, положившая начало новому экспрессионистскому интернациональному объединению «Синий всадник». Мастера «Синего всадника» так же, как и представители раннего экспрессионизма, группы «Мост», тяготели к беспредметному искусству, не оставшись, однако, в стороне от различных течений французского авангарда. Главной идеей объединения стал отказ от всякой предметности в искусстве. Кандинский писал: «Искусство ничего “не должно”, потому что оно вечно, свободно. От “должно” искусство убегает, как день от ночи»2. Теперь мысли художника выражались через изображение не внеш него вида предметов, а их внутреннего содержания. Основной целью своего искусства участники «Синего всадника» считали передачу зрителям того нервного напряжения, которое они сами испытывали. К основным участниками «Синего всадника» относят В. Кандинского, Ф. Марка, Г. Мюнтер, А. Кубина. Позже к этой группе присоединились А. Макке и Г. Кампендонк, швейцарец П. Клее. Но это объединение не случайно называют интернациональным. В многочисленных выставках «Синего всадника» (Мюнхен — декабрь 1911, февраль 1912, Берлин — 1912, 1913) принимали участие и немецкие, и австрийские, и русские, и французские художники: Г. Арп, Л. Файнингер, К. Малевич, М. Ларионов, А. Явленский, В. Бехтеев, Д. и В. Бурлюки, М. Веревкина, Р. Делоне, П. Пикассо, М. де Вламинк и другие. Василий КандинскийВасилий Кандинский (1866—1944) был основателем и идеологом «Синего всадника». «Отец абстракционизма», он стоял у истоков всего беспредметного искусства ХХ века. Кандинский был «генератором» новых, непривычных идей — о художественных формах, о темах, которые художник должен затрагивать в своем творчестве. И сам же эти идеи реализовывал как живописец. Он утверждал, что искусство — дело души художника, т. е. все определяется лишь индивидуальностью личности. Кандинский предложил новую трактовку символики цветов: белый — безмолвие, синий — под стать цвету неба — мистика, тайна, желтый — земной цвет, зеленый — равнодушие, он не возбуждает чувства, всегда неподвижен, черному приписывался конец всего, который наступит после угасания Солнца, а красный устремлялся к беспокойству. Великий живописец считал, что краски должны притягивать зрителей, но не раскрывать истинное содержание картины. И одна из главных идей в его творчестве — отказ от любых предметных форм, выражение их сущности через «вибрацию» цветовых пятен. В конце жизни лидер и первооткрыватель беспредметной образности сказал: «Живопись — это язык, который формами, лишь ему одному свойственными, говорит нашей душе о ее хлебе насущном». Живопись Василия Кандинского, его творческие воззрения, невероятная творческая и личностная многоплановость поражают, восхищают, но вместе с тем глубоко и всесторонне изучаются теперь уже поколениями исследователей. Любителей его творчества — миллионы, его полотна — украшение любой музейной, а тем более, частной коллекции. 1911 К этому этапу относятся картины, созданные мастером до его обращения к беспредметному. Вообще, Кандинский принял решение стать художником только в 30 лет. До этого он изучал экономику и право и даже получил докторскую степень по этим наукам. Но после 1896 года он уехал в Мюнхен учиться рисовать, чтобы стать настоящим художником. С этого момента начинается его профессиональная творческая деятельность. Первые работы создавались под влиянием импрессионизма и пуантилизма. Нашли свое отражение в ранних работах и религиозные воззрения художника, и русский фольклор. В начале 1900-х годов Кандинский много экспериментирует: это и небольшие картины маслом, и цветные рисунки, и даже гравюры на дереве. Художник находится в постоянном поиске. Франц МаркВойны калечат и тела, и души. Первая мировая война, отстоящая от нас на целое столетие, взорвала Европу, разделив ее на «до» и «после». Импрессионисты не могли адекватно отразить носившиеся в воздухе на переломе века предвоенные настроения, предчувствия надвигающейся всемирной катастрофы и ее не менее ужасных последствий. Нужно было принципиально иное искусство, оперирующее не образами, а чувствами, скорее даже предчувствиями, эмоциями, настроениями, обращающееся не к тонким струнам души, а к ее обнаженным натянутым нервам. Так возникал экспрессионизм. Очень многие художники-экспрессионисты были на фронтах Первой мировой. Выжившие вышли из нее изменившимися, с обожженными душами. И потом, годы спустя, война заставляла изливать эти души в полотнах. Другие — не вернулись. Франц Марк (1880—1916). Он — из «других»… Творческий путь Франца Марка продолжался всего 10 лет. Вначале он увлекался импрессионизмом, потом пытался освободиться от этого увлечения. Абстракция как форма художественного отражения личности предоставила ему неограниченные возможности, но на пике своего творчества один из главных деятелей «Синего всадника» был убит на фронте. Ожидание страшного и неизбежного преследовало Франца Марка всю жизнь, он был крайне пессимистичным человеком. В его понятии прекрасное отождествлялось только с природой и ее красотой. Стилевым стержнем в творчестве Марка стал анимализм, скорее анималистический экспрессионизм. Художник пытался увидеть мир глазами животных. В дневниках он писал: «Как скудна и бездушна наша традиция: помещать животных в ландшафт, видимый нами, вместо того чтобы проникнуть в душу животного и понять его видение». В большинстве из 187 полотен Марка мы видим этот взгляд мастера. Была еще в его творчестве тема рая, не обезображенного присутствием человека. Генрих КампендонкСамый молодой участник «Синего всадника» Генрих Кампендонк (1889—1957) был не только художником, но и станковистом, и мастером монументальной живописи, дизайнером, витражистом, декоратором. Идеи абстракционизма, заложенные Кандинским — концепция новой теории цвета и самостоятельности линий, — попали на подготовленную благодатную почву. В картинах Кампендонка отсутствуют крайний пессимизм и отрицание человека, свойственные его наставнику и ближайшему другу Францу Марку, они более жизнерадостны. После 1920 года Кампендонк работал больше как живописец-монументалист и в 1937 году на Всемирной выставке в Париже даже получил высшую награду за свои картины, написанные на стекле. Ярким примером его творчества является картина «Лошадь с жеребенком». Желтые, красные, синие цвета, характерны не только для Кампендонка, но и для экспрессионистов. На картине изображены лошадь и жеребенок на фоне природы, а справа от них мы видим домик как символ присутствия человека. Животные как будто обрамлены вращающимися лучами — предвестниками надвигающегося тревожного. Габриэле МюнтерНемецкая художница Габриэле Мюнтер (1877—1962) сыграла существенную роль в развитии экспрессионизма в Южной Германии и в деятельности «Синего всадника». На эволюцию ее творчества огромное влияние оказал Василий Кандинский, чьей гражданской женой и творческой спутницей Мюнтер была более 10 лет. Личным вкладом и заслугой художницы является развитие техники живописи на стекле, которую у нее переняли и Кандинский, и Марк, и Кампендонк. Самым плодотворным и интересным периодом в ее творчестве стал 1908—1911 год, когда она вместе с Явленским, Веревкиной, Кампендонком активно развивала новую концепцию живописи — абстракционизм3. Удивительно то, что из всех созданных Мюнтер работ всего лишь одну можно отнести к беспредметным картинам («Абстракция» 1912). Габриэле Мюнтер предпочитала рисовать портреты и натюрморты, менее эмоциональные, чем у Явленского или Кандинского, изящные как композиционно, так и стилистически. Август МаккеТворческий путь Августа Макке (1887—1914) большей частью связан с деятельностью «Синего всадника». Он был одним из самых активных его представителей и много усилий приложил для сближения немецкого экспрессионизма и парижского авангарда. Ряд работ Макке выполнен как будто в подражание другим художникам: пейзажам Явленского, изображениям Мурнау Кандинского, портретам Матисса. Однако эти произведения не имеют ничего общего со слепым копированием: Макке скорее опирался на идеи своих творческих коллег, разрабатывая и углубляя их в соответствии с собственными воззрениями. Индивидуальный и узнаваемый стиль художника сформировался лишь в последние полтора года жизни. Созданные в это время картины (около 15 работ) искрятся солнцем, радостью жизни. Размытые абстрактные формы, яркие, радостные цвета создают тот самый положительный эмоциональный настрой, который разительно отличает Макке от других экспрессионистов и тем более заметен на общем экспрессионистском фоне предчувствия всемирного зла. Этот солнечный художник — тоже оказался из «других»… Он был убит в самом начале Первой мировой войны. Лионель ФайнингерВ полотнах Лионеля Файнингера (1871—1956) цвет и свет практически неразличимы, а любимым мотивом с 1909 года стала городская архитектура. Причудливые здания художник создает из светоносных геометрических лучей и плоскостей. Пауль КлееСтиль одного из главных участников «Синего всадника» Пауля Клее (1879—1940), можно сказать, избежал определяющего внешнего влияния, а стал квинтэссенцией внутренней эволюционной работы личности художника. Полная свобода выбора темы и использование неповторимых приемов, пренебрежение принципами и традициями ради изображения реальности в собственном понимании — его характерные черты, и потому в нем больше рационального. И если творчество большинства его коллег по художественному цеху основывалось на эмоциях и чувствах, то у Клее процесс представлял четко контролируемый умом рабочий поиск. Клее парадоксален во всем — от сюжетов до методов и средств их раскрытия, в том числе и в обращении к технике акварели взамен излюбленного экспрессионистами масла. В творчестве Клее можно увидеть связь со многими художественными направлениями ХХ века — дадаизмом, сюром, импрессионизмом. Известно, что он был знаком с П. Пикассо и М. Эшером, и сделал несколько шагов по пути их творческих исканий. Полотна П. Клее, пожалуй, в наибольшей степени характеризуют невероятную по широте палитру возможностей экспрессионизма, его принципы, приемы и методы. С началом Первой мировой войны Кандинский был вынужден покинуть Германию, в 1914 году на фронте убили А. Макке, через 2 года погиб Ф. Марк. С этого момента объединение «Синий всадник» прекратило свое существование. В 1924 году Кандинский вновь попытался создать творческое объединение. В «Синюю четверку» кроме самого организатора вошли П. Клее, А. Явленский и Л. Файнингер. Выставки этой группы состоялись в нескольких городах Германии и США, после чего «четверка» распалась.
1
|